Помимо проблемы детской суицидности, на которой казахстанская буржуазия распиливает сотни миллионов тенге, существует проблема детской травли, которой одни школьники регулярно подвергают других. По словам казахских «озабоченных» данной проблемой буржуазных чиновников, «издевки, угрозы, травля, драки — нередкие явления в подростковой среде, будь то школа или дворовая тусовка». Однако же, как мы знаем, если чиновники «озаботились» такой-то общественной проблемой, — значит будут снова пилить бюджетные деньги.

Но, так или иначе, проблема есть. И проблема — существенна. С проблемой детской травли, с насилием и с дискриминацией, по результатам буржуазных опросов, столкнулось к сегодняшнему дню 63% казахских школьников. Эта цифра может быть значительно выше, поскольку сознаться в таких делах духу хватило не у всех детей. При этом каждый третий из них сознавался в насилии и издевательствах по отношению к другим детям. Две трети из них признались в том, что именно их травили школьные хулиганы.

Травля происходит по самым разным причинам: из-за необычных причёсок, из-за немодной одежды, из-за неимения мобильника… Но чаще всего — за неумение ребёнка постоять за себя в словесном или в кулачном бою, за его нежелание принимать участие в хулиганских выходках одноклассников, за социальную отстранённость ребёнка от других детей и т.д.. В одних случаях весь класс издевается над одним-двумя изгоями. В других же случаях группа малолетних гопарей кошмарит всю школу. И если против кучки хулиганов ещё может сплотиться весь класс или вся школа, то против коллективной травли со стороны всего класса или всей школы одиночки ничего поделать не могут. И это становится одной из причин вышеуказанной суицидальной проблемы.

Проблема школьной травли, как и проблема суицидов, носит при капитализме системный характер. И затрагивает, как правило, пролетарскую молодёжь. Притом каждый отдельный случай самоубийства, порождённый множеством переплетающихся между собой причин, становится способом ухода молодых казахстанцев от ублюдочной реальности, которая пришла на смену советской действительности. Неразделённая любовь, школьная травля, национальное давление, долги родителей по кредитам, бедность, непонимание школьных предметов, преподаваемых шк. учителями из рук вон плохо, невозможность удовлетворить желания, искусственно навязываемые молодёжи рекламой — всё это толкает подростков на «последний шаг». Ну а проблема травли есть прямое отражение реалий капиталистической конкуренции в головах у детей, помноженное на избыток агрессии, накопившейся у школьников в условиях варварских общественных порядков и норм поведения. Раздави же ближнего, чтобы не раздавили тебя, — вот движущий мотив к тому, чтобы показать «свою крутость» на фоне тех, кого ты обижаешь, чморишь, желая выделиться.

В. Полыхаев