Мы уже не раз спорили с гр. Владимиром Гапповым о т.н. «потреблядстве». Он придерживается мнения, согласно которому потребление — это нормально, независимо от количества потребляемого. А упрёки в адрес потребляющих в пресловутом «потреблядстве» со стороны кого-либо — лишь невежественное ханжество такого же потребителя. Казалось бы, его рассуждения на этот счёт верны, но есть один нюанс. Ни он, ни критикуемые им ханжи — никто так и не дал чёткого определения того, что такое «потреблядство». В силу чрезмерной слабости нашей теоретической подготовки, нам тоже приходилось в споре с Владимиром Гапповым ходить вокруг, да около правильного рассмотрения данного вопроса, — но и мы не сумели грамотно изобличить его лицемерие в данном вопросе.
Передаём слово нашему товарищу:
Кажется, я сумел определить термин «потреблядство».
Объективная потребность — необходимость человека в приобретении материальных и социальных благ для того, чтобы выживать, растить новые поколения граждан и соответствовать среднему уровню достатка в обществе. Потребности людей растут по мере развития производительных сил общества и перехода от одних производственных отношений к другим. Потребность в еде, в жилье, в семье, в медицине, в образовании, в общении, в труде, в уважении и т.д…
Субъективное желание — требование человека к приобретению им не только тех благ, которые являются необходимыми для выживания и социализации, но и сверх того. Субъективные желания людей растут как по мере роста объективных потребностей, так и по мере роста возможностей человека. Желание улучшить жилищные условия, купить автомобиль, найти работу получше, съездить на море, стать известным, провести выходные на полную катушку и т.д…
«Потреблядство» — перекос в сторону субъективных желаний в ущерб объективным потребностям.
Да, термин «потреблядство» не научный, скорее эмоциональный, но моё определение, думаю, максимально точно отражает текущее положение вещей. Человек, страдающий «потреблядством», будет удовлетворять свои субъективные желания, не заботясь об удовлетворении объективных потребностей. У него нет своего жилья — зато он купил айфон. У него нет верных друзей — зато у него куча нахлебников (если он богат). У него нет человеческих отношений с любимой женщиной — зато он меняет баб как перчатки. Он заказывает в ресторане дорогую еду — но потом до зарплаты будет жить впроголодь. Думаю «потреблядство» — это как потребление, но крайне искажённое, уродливое и перекошенное в сторону «казаться, а не быть» явление.
В здоровом обществе субъективные желания людей вырастают на основе удовлетворённых объективных потребностей людей и по мере общественного развития общества сами превращаются в объективные потребности. Например, если компьютер и мобильник раньше были предметами роскоши, — то теперь они необходимые средства дистанционного общения, получения или передачи информации о текущем положении дел на заводе, о хозяйском произволе, о методах, применяемых рабочими в классовой борьбе на конкретном участке фронта. Раньше человек просто желал приобрести компьютер и мобильник, то теперь эти предметы ему объективно необходимы. Однако человек не купит себе ни мобильника, ни компьютера, — если ему негде жить, нечего есть, если нечем заплатить за лечение в случае тяжёлой болезни. И так во всём.
Что же касается «потреблядства», — то тут налицо отрыв субъективных желаний человека от объективных потребностей человека. Такое имеет место в капиталистическом обществе, которое находится в состоянии упадка, в состоянии системного коллапса (кризиса перепроизводства, из которого нет выхода, — кризиса, ставшего концом капитализма). В текущих условиях системного коллапса, да при отсутствии рабочего движения, сознание людей полностью оторвано от действительности. Трудящимся бы выжить, — а они с подачи буржуазных СМИ мечтают «быть успешными», мечтают быть такими, как господин, смотрящий на них с обложки «Форбс». Желания людей оторваны от их возможностей, — а значит оторваны от их потребностей.
Заводы произвели массу предметов потребления, построены десятки, сотни тысяч домов, собраны миллионы автомобилей эконом-класса, — но люди не могут их купить, нет денег. Капиталисты же сокращают производство всего этого и вкладывают капиталы в производство всякого объективно не нужного людям хлама, чтобы затем при помощи рекламы внушить трудящимся, что без покупки этого хлама они будут изгоями, они будут немодными, они будут некрасивыми, и рано состарятся. То есть, при помощи рекламы капиталисты нарочно отрывают желания людей от их потребностей, чтобы хоть как-то отвлечь их от неудовлетворённых потребностей, впаривать трудящимся ненужный им хлам до тех пор, пока перепроизведённые товары потребления не будут уничтожены или не будут распроданы на внешних рынках, завоёванных путём империалистической войны. То есть, при помощи рекламы капиталисты создают «потреблядство» с целью извлечь экономическую и политическую выгоду + оболванить пролетарские массы идеологически.
Я исхожу из того, что ни одно понятие не появляется из ниоткуда. Если появилось понятие «потреблядство» — значит должно быть и явление, которое в этом понятии отражено. Я попытался дать определение. Полагаю, что проблема коренится между объективными потребностями и субъективными желаниями. Точнее — в отрыве желаний от потребностей и сильнейшем перекосе в сторону желаний в ущерб потребностям. То есть, проблема в том, что человек кричит «Хочу!», игнорируя объективное «надо». Именно это явление, как я полагаю, именуется грубым и уродливым словом «потреблядство». По-моему, именно этому явлению Маркс давал другое именование: «Товарный фетишизм».
товарищ Святов
«Рупор рабочей борьбы»
